Соловей, соловей... пташечка?

Бюль-Бюль – по-азербайджански означает «соловей», то есть посла Азербайджана в Москве Полада БюльБюль оглы по-русски можно смело называть Полад Соловьиный Сын. Прежде чем стать послом в Москве, Бюль-Бюль оглы побывал певцом, композитором и министром культуры Азербайджана.
Недавно, узнав о намеченном в Москве концерте юных исполнителей из Нагорно-Карабахской Республики, объединенных в проект «Голоса Арцаха», азербайджанский певец-посол принялся забрасывать МИД РФ, московские власти, дирекцию Московского международного дома музыки письмами с требованием запретить концерт арцахских юношей и девушек. Почему, спросит читатель, ведь музыка - не политика, а искусство? Но певец, композитор и посол Бюль-Бюль оглы думает иначе. Он не хочет, чтобы москвичи узнали другую, мирную сторону жизни в Карабахе, услышали, как поют его дети. Карабах для Бюль-Бюль оглы – это только война и разруха. Что и подтверждают отрывки из писем посла АР в различные российские инстанции накануне концерта «Голосов Арцаха»: «Посольство АР считает важным отметить недопустимость создания условий по осуществлению мероприятия так называемых «представителей музыкального коллектива» с оккупированной территории Азербайджанской Республики… Посольство полагает, что целью данной акции является внедрение российской общественности искаженного представления об армяно-азербайджанском конфликте, а также истории культуры и наследия Азербайджана… Предполагаемый концерт «музыкального коллектива» с оккупированной части территории Азербайджанской Республики уже вызвал крайне негативный резонанс как в Азербайджане, так и среди представителей азербайджанской диаспоры в Российской Федерации, который может получить нежелательное развитие. …Данное мероприятие может иметь негативные последствия и стать поводом для проведения акций протеста и возможных столкновений представителей диаспор».
Как видно из текста, посол Азербайджана в РФ практически открыто шантажировал российские и московские власти угрозой межнациональных столкновений в Москве! А глава Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России Союн Садыков подал заявку на проведение акции протеста возле ММДМ. Цель акции: «Выразить протест против выступления… коллектива «Голоса Арцаха», представляющего непризнанный сепаратистский режим Нагорного Карабаха, так называемую «Нагорно-Карабахскую Республику», приостановить очередную провокацию, направленную против Азербайджана и России, официальная позиция которой заключается в поддержке и признании территориальной целостности Азербайджана». Пикет не был разрешен префектурой Центрального административного округа Москвы как направленный «на разжигание национальной розни».
Параллельно посредством азербайджанских московских бизнесменов предпринимались попытки сорвать концерт, «перекупив» зал, причем предлагались многократно большие суммы за его аренду.
Когда вся эта суета не нашла поддержки в Москве и стало ясно, что концерт все равно состоится, у Дома музыки был развернут несанкционированный пикет, а когда московский ОМОН задержал примерно 40 его участников, последовал звонок в дирекцию ММДМ с сообщением о заложенной в концертном зале бомбе.
Но борьба азербайджанского посла с карабахскими детьми, самому младшему из которых было лет девять, закончилась поражением. Концерт, организованный постпредством НКР в Москве совместно с посольством РА в РФ, состоялся при практически полном зале, а само выступление исполнителей из НКР прошло с большим успехом.
Правда, неравным сражением с детским хором г-н БюльБюль оглы не ограничился. В интервью для приложения «Азербайджан» к «Известиям» от 30 ноября он прямо угрожал войной Карабаху: «У президента Ильхама Алиева достаточно много терпения, но при этом давление на президента внутри страны усиливается, и даже проправительственные партии, не говоря уже об оппозиционных, требуют от него решительных действий по освобождению Карабаха. Сегодня эти возможности в Азербайджане есть, и никто нас остановить не сможет». Обосновать право Баку на владение Арцахом г-н посол пытается методами, лежащими вне культурного и политического поля – он заводит разговор о «пришлых» армянах на тысячелетней земле Арцаха: «Армяне были переселены на эти земли, по этому поводу есть все документы, начиная от записок Грибоедова и кончая распоряжениями русских царей. Есть пофамильные списки, кого и куда переселяли. Есть договор между карабахским ханом и Россией, которая «отныне и во веки веков» брала Шушу под охрану своей короны и не сдержала свое слово».
И хотя Бюль-Бюль оглы не историк, а певец-посол, все же стыдно ему не знать историю. Процитируем «Историю Карабаха» Мирзы Джамала Джеваншира Карабагского, рукопись XIX века (переиздана в 1959 году в Баку в издательстве Академии наук АзССР Институтом истории этой республики), характеризуемую в предисловии как «один из ценных первоисточников по истории Азербайджана XVIII-XIX веков».
В книге рассказывается о происхождении и роде занятий вождя Панаха (из племени которого происходят и предки г-на Бюль-Бюль оглы): «Род покойного Панах хана происходит от Дизакского Джеваншира из оймака Сарыджаллы, одного из ветвей племени Бахманлы, прибывшего из Туркестана», «Панах хан, объединив вокруг себя многих удалых юношей из своих родственников и илатов, занимался грабежом в Ширванском, Шекинском, Ганджинском и Карабагском вилайетах».
Может, этим и объясняется запал Соловьиного Сына к детям Арцаха?
Александр Андреасян