Похоже, что повсеместно, в новых государствах пост-советского пространства никак не может получить разрешения проблема религиозной ориентации граждан. Долго пребывающие в лоне атеизма народы и власти государств запутались между понятиями свободы совести, традиционных религиозных институтов и политикой. Это обстоятельство привело к явлениям, причудливый характер которых, порою, трудно оценить.
Одно, на первый взгляд, скромное мероприятие последних дней, навело нас на размышление по поднятой теме. В Степанакерте на днях состоялась торжественная церемония передачи Гандзасарскому монастырю иконы Благовещения Пресвятой Богородицы, до этого хранящейся в Арцахском государственном историко-краеведческом музее.
Как уцелела икона, и как оказалась в музее - никто не знает. По словам директора музея, экспонат долгое время числился под названием «икона 18 века из Гандзасарского монастыря». Но, так как особой экспертизы не прошла, то вполне возможно, что возраст ее намного старше. Чудом уцелевшая икона Пресвятой Богородицы много лет находилась в хранилище историко-краеведческого музея. О ее существование было объявлено только после провозглашения независимости Карабахской республики.
В последние годы, икона висела на стене, вместе с другими экспонатами, и особой популярностью не пользовалась. Это до тех пор, пока на нее не обратили внимания служители Арцахской епархии.
Внимание же обратили, потому, что в этом году исполняется 20 лет воссоздания Арцахской епархии Армянской Апостольской церкви, которая была закрыта в 1933 году. Естественно, надо было организовать такое мероприятие, которое бы вызвало симпатию к церкви и властям Карабаха.
Для такого случая, была необходима, как всегда, очередная беспрецедентная для Карабаха акция. Здесь, власти и вспомнили про икону Пресвятой Богородицы. Примером, видимо, послужило, недавно мероприятие по передаче из музеев Армении Св. Эчмиадзину некоторых ценных, церковных предметов.
Если вспомнить, что после революции, и присоединения Нагорного Карабаха к Азербайджану все армянские церкви и монастыри были запрещены, а богатства расхищены, то сохранение иконы -- просто чудо. Например, достоверно известно, что из Амарасского монастыря (начало 4 века), были конфискованы все церковные атрибуты и увезены в Баку. Такая участь постигла и Гандзасарский монастырь. Каким образом, икона Пресвятой Богородицы осталось в Арцахе, никто не может объяснить.
В любом случае, кто-то обратил внимание на существование такой иконы. И конечно правильно, что решили вернуть ее монастырю. Тем более, что появился повод напомнить общественности, что Арцахская епархия существует и, конечно же, действует полноправно.
Историки утверждают, что Карабах единственный регион в мире, где в годы советской власти, полностью была искоренена христианская вера. И народ карабахский, на редкость законопослушный, быстро смирился и перевоплотился в атеистов. И даже в чем-то гордился этим явлением.
Но, времена меняются, и конечно меняется нравы. Акция было организованна тщательно, как обычные зрелища или шоу. Конечно, может и с целью заманивания людей? Но искренность, которая была на лицах людей, говорила лишь о том, что они довольны решением правительства.
По большому количеству работников органов правопорядка, можно предположить, что акт передачи иконы представляет большую ценность для государства. Один из высокопоставленных мужей даже отметил, что передача иконы истинному владельцу, то есть Гандзасарскому монастырю, является настоящим актом взаимопонимания между церковью и государством.
Отрадно и то, что у собравшегося народа наблюдалось особое, трепетное отношение к этому событию. По крайней мере, среди собравшихся не было такого циника, как Остап Бендер, который бы спросил: - «Почем опиум для народа?»
Остается только понять, почему это во всем подчеркивается аспект «взаимопонимания между церковью и государством»? Нельзя ли без помпезностей? Но, видимо, есть на то веская причина.
Если на такой маленькой территории, с населением 140 тысяч человек, возникли 11 и более религиозных организаций иного толка – это говорит не о демократии, а скорее всего, о некомпетентности Армянской Апостольской церкви в Карабахе. Кажется странным, но выправить это незавидное положение взялось государство. Видимо, сами власти НКР так же поразились сколькому количеству разношерстных верующих, и всерьез призадумались о роли традиционной церкви. Призадумались, наверное, и решили, что Апостольская церковь не должна быть такой равнодушной к происходящим в Карабахе явлениям. Она должна заявить о себе как о главном и ведущем звене в духовной жизни карабахцев.
Надо же – не словом Божьим, а государственными мероприятиями должна встать на ноги армянская христианская вера! Решили, наверное, что одним внедрением в школьную программу предмета «Религия» и свободным посещением церквей проблему не решить. По привычке, задумались, что здесь нужна особая программа, а может и пропаганда в среде населения. Веру надо направить в правильное русло.
Как видно, руководство НКР по итогам принятого им самим в январе месяце 2008 года закон «О свободе совести и религиозных организациях», оказалось в растерянном состоянии. Если государство считается демократичным, то такой закон просто необходим. Однако, считается, что мы, армяне, принадлежим к одной вере и церкви – Армянской апостольской. Вот здесь все и перепуталось.
Кто-то может сказать, что иноверцев не так много. Но если глубоко призадуматься и перевести все это в процентное соотношение, то думаю, цифра будет ощутимая. И, видимо ничего не остается властям, как заставить людей хотя бы не потерять «истинную веру» в Бога.
Кто-то скажет, что Бог один, и не имеет разницы кто ты – христианин или католик, а может даже и мусульманин. Но эта простая истина убедительна там, где люди научились жить в согласии. А там где нет, отделять истинное от ложного, берет на себя государство. И делает это по своему и сообразно своему пониманию. Верующие же, остаются при своем.
Алвард Григорян