Page 5 of 6 FirstFirst 123456 LastLast
Results 29 to 35 of 40

Thread: Рождество / Merry Christmas

  1. #29
    Я слежу за вами ... VIP Ultra Club Мукик's Avatar
    Join Date
    Mar 2007
    Location
    Много будете знать скоро состаритесь...
    Posts
    14,868
    Blog Entries
    10
    Thanks
    4,980
    Interesting posts: 3,308
    Posts signed 5,421 times as interesting
    Groans
    2
    groaned 44 Times in 28 Posts
    Rep Power
    32

    Re: Рождество / Merry Christmas

    Люблю людей, которые рисуют улыбку на моем лице...

  2. One user like this post

    brat_eu (26 Dec 09)

  3. #30
    Я слежу за вами ... VIP Ultra Club Мукик's Avatar
    Join Date
    Mar 2007
    Location
    Много будете знать скоро состаритесь...
    Posts
    14,868
    Blog Entries
    10
    Thanks
    4,980
    Interesting posts: 3,308
    Posts signed 5,421 times as interesting
    Groans
    2
    groaned 44 Times in 28 Posts
    Rep Power
    32

    Re: Рождество / Merry Christmas

    Люблю людей, которые рисуют улыбку на моем лице...

  4. One user like this post

    brat_eu (26 Dec 09)

  5. #31
    Top VIP VIP Ultra Club wilyem's Avatar
    Join Date
    Dec 2007
    Location
    U.S.A.
    Posts
    10,822
    Blog Entries
    8
    Thanks
    2,585
    Interesting posts: 2,478
    Posts signed 3,151 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 17 Times in 8 Posts
    Rep Power
    27

    Re: Рождество / Merry Christmas

    Attached Thumbnails Attached Thumbnails Click image for larger version. 

Name:	37-800.jpg‎ 
Views:	102 
Size:	84.7 KB 
ID:	13395  

    Дух один и тело одно так же, как и одна надежда, к которой вы были призваны.

    Один Господь, одна вера, одно крещение,
    6 один Бог и Отец всех. Он стоит надо всем и действует через всё и во всём.

  6. One user like this post

    brat_eu (26 Dec 09)

  7. #32
    Я слежу за вами ... VIP Ultra Club Мукик's Avatar
    Join Date
    Mar 2007
    Location
    Много будете знать скоро состаритесь...
    Posts
    14,868
    Blog Entries
    10
    Thanks
    4,980
    Interesting posts: 3,308
    Posts signed 5,421 times as interesting
    Groans
    2
    groaned 44 Times in 28 Posts
    Rep Power
    32

    Re: Рождество / Merry Christmas

    С Рождеством дорогие мои!!!

    С Рождеством Христовым
    Я вас поздравляю!

    Счастья и здоровья,
    Блага всем желаю,
    Святости, лукавства —
    В меру чтоб всего,
    Радости, удачи.
    Плохого —ничего!

    Люблю людей, которые рисуют улыбку на моем лице...

  8. One user like this post

    brat_eu (25 Dec 10)

  9. #33
    Sos mi vida ♡ VIP Ultra Club PusSycat's Avatar
    Join Date
    Nov 2006
    Location
    Moscow
    Age
    37
    Posts
    29,953
    Thanks
    5,174
    Interesting posts: 5,562
    Posts signed 8,255 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 8 Times in 6 Posts
    Rep Power
    48

    Re: Рождество / Merry Christmas

    Люди, армянское Рождество 6 или 7 янв?
    Для того, чтобы быть красивой, женщине достаточно иметь черный свитер, черную юбку и идти под руку с мужчиной, которого она любит.

  10. #34
    неважный VIP Club Саша's Avatar
    Join Date
    Dec 2006
    Posts
    691
    Thanks
    24
    Interesting posts: 102
    Posts signed 141 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 6 Times in 5 Posts
    Rep Power
    18

    Re: Рождество / Merry Christmas

    С Праздником Всех, братья и сестры!

    Мысли на каждый день года(Гал. 4, 4-7; Мф. 2, 1-12). Слава Тебе, Господи! И еще дождались мы светлых дней Рождества Христова: повеселимся же теперь и порадуемся. Св. Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в эти дни, учредила перед ними пост - некоторое стеснение, чтобы вступая в них мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том она никак не хочет, чтобы мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но исстари, наименовав эти дни святками, требует, чтобы самое веселие наше в течение их было свято, как они святы. А чтобы не забылся кто веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу родившегося Христа, которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней этих занятия: "Христос рождается - славите" и проч. Славьте же Христа, и славьте так, чтоб этим славословием усладились душа и сердце, и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию, обещающему какую-либо утеху. Славьте Христа: это не то, что составляйте длинные хвалебные песни Христу, нет; но если, помышляя или слушая о рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликнете: слава Тебе, Господи, что родился Христос! - этого и довольно; это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако же, небеса и войдет к Самому Богу. Воспроизведите немного пояснее то, что совершено для нас Господом - и вы увидите, как естественно ныне нам такое воззвание. Чтоб это было для нас легче, приравняем к этому следующие случаи. Заключенному в темнице и закованному в узы царь обещал свободу. . . Ждет заключенный день - другой, ждет месяцы и годы. . . не видит исполнения, но не теряет надежды, веря цареву слову. Наконец, показались признаки, что скоро-скоро, внимание его напрягается; он слышит шум приближающихся с веселым говором: вот спадают запоры и входит избавитель. . . Слава Тебе, Господи! восклицает невольно узник. Пришел конец моему заключению, скоро увижу свет Божий! Другой случай: больной покрытый ранами и расслабленный всеми членами, переиспытал все лекарства, и много переменил врачей; терпение его истощилось, и он готов был предаться отчаянному гореванию. Ему говорят: есть еще искуснейший врач всех вылечивает и именно от таких болезней, как твоя; мы просили его - обещал прийти. Больной верит, возникает к надежде и ждет обещанного. . . Проходит час, другой, более - беспокойство снова начинает точить душу его. . . Уже под вечер кто-то подъехал. . . идет. . . отворилась дверь, и входит желанный . . . Слава Тебе, Господи! вскрикивает больной. Вот и еще случай: нависла грозная туча; мрак покрыл лицо земли; гром потрясает основания гор и молнии прорезывают небо из края в край: от этого все в страхе, словно настал конец мира. Когда же потом гроза проходит и небо проясняется, всякий, свободно вздыхая, говорит; Слава Тебе, Господи! Приблизьте эти случаи к себе и увидите, что в них вся наша история. Грозная туча гнева Божия была над нами, - пришел Господь - примиритель и разогнал эту тучу. Мы были покрыты ранами грехов и страстей - пришел врач душ и исцелил нас. . . Были мы в узах рабства - пришел освободитель и разрешил узы наши. . . Приблизьте все это к сердцу своему и восприимите чувствами своими, и вы не удержитесь, чтоб не воскликнуть: слава Тебе, Господи, что родился Христос! Не усиливаюсь словами моими привить к вам такую радость: это недоступно ни для какого слова. Дело, совершенное родившимся Господом, касается каждого из нас. Вступающие в общение с Ним приемлют от Него свободу, врачевство, мир, обладают всем этим и вкушают сладость того. Тем, которые испытывают это в себе, незачем говорить: "радуйтесь", потому что они не могут не радоваться, а тем, которые не испытывают, что и говорить: "радуйтесь"; они не могут радоваться. Связанный по рукам и по ногам, сколько ни говори ему: "радуйся избавлению" - не возрадуется; покрытому ранами грехов откуда придет радость уврачевания? Как вздохнет свободно устрашаемый грозою гнева Божия? Таким можно только сказать: "пойдите вы к Младенцу повитому, лежащему в яслях, и ищите у Него избавления от всех обдержащих вас зол, ибо этот Младенец - Христос Спас мира". Желалось бы всех видеть радующимися именно этою радостью и нехотящим знать других радостей, но не все сущие от Израиля - Израиль. Начнутся теперь увеселения пустые, буйные, разжигающие похоти: глазерство, кружение, оборотничество. Любящим все это сколько ни говори: "укротитесь", они затыкают уши свои и не внемлют - и всегда доведут светлые дни праздника до того, что заставят милостивого Господа отвратить очи Свои от нас и сказать: "мерзость Мне все эти празднества ваши"! И действительно, многие из наших увеселений общественных воистину мерзость языческая, то есть, одни прямо перенесены к нам из языческого мира, а другие, хотя и позже явились, но пропитаны духом язычества. И как будто нарочно они изобретаются в большем количестве в дни Рождества м Пасхи. Увлекаясь ими, мы даем князю мира - мучителю своему, противнику Божию, повод говорить к Богу: "что сделал Ты мне рождеством Своим и воскресением? Все ко мне идут!" Но да проносятся чаще в глубине сердца нашего слова 50-го псалма: "Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем". .. Нас увлекает просвещенная Европа. . . Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает; и ведая это, веселитесь и радуйтесь в эти дни со страхом. Освятите светлый праздник святыми делами, занятиями и увеселениями, чтоб все, смотря на нас, сказали: у них святки, а не буйные какие нибудь игрища нечестивцев и развратников, не знающих Бога.

  11. #35
    неважный VIP Club Саша's Avatar
    Join Date
    Dec 2006
    Posts
    691
    Thanks
    24
    Interesting posts: 102
    Posts signed 141 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 6 Times in 5 Posts
    Rep Power
    18

    Re: Рождество / Merry Christmas

    Основываясь на Евангельском повествовании о Рождестве Спасителя, святые песнопевцы подчеркивают исключительное значение этого мирового события для спасения всего человеческого рода и вдохновенно призывают к духовному торжеству и ликованию. По сравнению с Евангелием, литургическое раскрытие истории настоящего праздника закономерно отличается некоторыми особыми свидетельствами. Например, здесь мы встречаем слова Богоматери к родившемуся Богомладенцу и Ее разговор при встрече с волхвами.

    Другой пример. В Евангелии не поясняется, какова была буря смятения в душе Иосифа Обручника при виде Пресвятой Девы непраздною. В богослужебных же песнопениях приводится диалог на эту тему Иосифа и Преблагословенной Марии.

    Соответственно порядку постепенного литургического раскрытия историко-богословских идей в службе праздника Рождества Христова изложим это событие в хронологической последовательности.
    Для песнопевцев Церкви основой литературного освещения Рождения на земле Спасителя мира служит упоминание в Евангелии о переписи населения Иудеи римским кесарем Августом. Подчиняясь распоряжению властей, праведный Иосиф Обручник и Пресвятая Дева Мария, как потомки Давида, должны были отправиться на перепись в Давидов отечественный город Вифлеем и там внести свои имена в государственные списки (Рождество Христово, вечерня, 5-я стихира на Господи воззвах).

    Еще до путешествия Иосиф Обручник при виде Пресвятой Девы непраздною душевно мучился, не зная тайны Ее зачатия. Он мыслил не оглашать этого факта, но тайно отпустить Преблагословенную Марию из своего дома. Песнопевцы вкладывают в уста Иосифа такой вопрос к Пречистой: «Мария! Что это за дело, которое я вижу в Тебе? Недоумеваю, удивляюсь и ужасаюсь. Скорее отойди от меня тайно. Ты принесла мне за честь срамоту, вместо веселия и похвалы — скорбь и укоризны. Больше не могу терпеть человеческих поношений. Я принял Тебя от Господних иереев непорочной, и что вижу?» (Навечерие Рождества Христова, Царские часы, 3-й тропарь на 1-м часе) Как смущалась тогда Пресвятая Дева! Как болезненно переживала муки Своего Обручника! Но, предоставляя объяснение этой тайны Промыслу Божию, Она не дерзала преждевременно и без воли Божией открывать ее и молча переносила тяготу Своего положения.

    Откровение Иосифу от Ангела Божия во сне о бессеменном воплощении от Девы Спасителя мира временно успокоило старца. Во время же путешествия в Вифлеем на перепись Иосиф стал снова «уязвляться печалью» по поводу непраздности Богоматери. Тогда Пречистая прямо сказала ему: «Что ты смущаешься и дряхлуешь, видя Меня непраздною? Ты не ведаешь страшного таинства, которое во Мне. Отложи всякий страх, познавая преславное. Ныне в Моем чреве Бог. Он нисходит на землю и принимает плоть по милости, хотя спасти людей. Ты Его увидишь по рождении, как Он благоволил, и в радости Ему поклонишься, как Твоему Создателю» (Навечерие Рождества Христова, Царские часы, 2-й тропарь на 9-м часе). Слова Пресвятой Девы Марии окончательно рассеяли тревоги праведного старца и утвердили верою в истине Боговоплощения. После того, если бы кто его спросил: «Иосиф! Скажи нам. Как ты приводишь в Вифлеем непраздною Деву, Которую принял от святых?», — то он твердо ответил бы: «Я исследовал пророков и, приняв от Ангела весть, уверился, что Мария несказанно родит Бога» (Навечерие Рождества Христова, Царские часы, 3-й тропарь на 3-м часе).

    По прибытии в Вифлеем Пречистая почувствовала наступление времени родов. С поисками пристанища медлить было нельзя. Между тем, для бедной Святой семьи ни в одном городском доме не нашлось свободного места для ночлега. Лишь рядом с Вифлеемской гостиницей Иосиф нашел пустую пещеру, куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот. Сюда он привел Деву-Агницу, чревоносившую Христа (Неделя святых отец, великая вечерня, 8-я стихира на Господи воззвах). «Вертеп показался Ей прекрасной палатой» (Предпразднство Рождества Христова, великая вечерня, тропарь предпразднства). Здесь-то Она безболезненно родила Богомладенца Христа, спеленала и положила Его, за неимением колыбели, в скотские ясли. Рождение Спасителя открывает Его непостижимое самоуничижение, обнищание, смирение и долготерпение.

    В скотских яслях плотски возлегает Безначальное Божие Слово, держащее правление всем миром (Неделя святых отец, великая вечерня, 3-я стихира на Господи воззвах; Рождество Христово, утреня, 1-й канон, 6-я песнь, 1-й тропарь . Ясли, пелены, вертеп... Какие яркие образы убожества и Божественного смирения! В то же время какая непостижимая высота сокрыта здесь! Этот вертеп, в котором Дева рождает Творца, выше рая.

    Сама Пречистая — Херувимский престол, ясли – вместилище Невместимого, Иосиф Обручник, мнимый отец Богомладенца, — символический образ Совета Отчего (Неделя святых отец, утреня, канон предпразднства, 5-я песнь, 1-й и 2-й тропари; Рождество Христово, великая вечерня, 2-я и 5-я стиховные стихиры; утреня, канон, ирмос 9-й песни; предпразднство, повечерие, канон, 7-я песнь, 2-й тропарь ).

    Блаженное чрево безмужней Богоотроковицы показуется мысленно превысшим неба, так как изводит Невместимого небом (Предпразднство, утреня, 6-я хвалитная стихира) — Ангела Великого Совета Троицы (Неделя святых отец, канон предпразднства, 3-я песнь, Богородичен). Богоматерь, как Божественная Мироположница, изливает благовонное миро и, как светлое облако, проливает на землю дождь небесной Жизни (Неделя святых отец, утреня, канон предпразднства, 7-я песнь, 2-й тропарь). В такой-то земной обстановке Сын Божий, неизменный Отчий Образ, принимает плотски вид раба без преложения Божественного естества (Рождество Христово, великая вечерня, 1-я стихира на Господи воззвах) и неотлучно от Отца Божеством (Рождество Христово, великая вечерня, 4-я стихира на литии, 1-я стихира на стиховне ). Так Безначальный начинается, Бесплотный воплощается, Неописанный описуется телом, Невидимый видится (Рождество Христово, утреня, 6-я хвалитная стихира; Неделя по Рождестве Христовом, утреня, канон, икос по 6-й песни). Из девственных ложесн, как из облака воссиявает во плоти незаходимое Солнце и Звезда от Иакова, чтобы просветить благодатью всю подсолнечную (Неделя святых отец, великая вечерня, 1-я стихира на Господи воззвах; Предпразднство, повечерие, канон, 3-я песнь, 3-й тропарь).

    В ночь Рождества Христова стали наглядны и понятны слова пророка Иоиля, видевшего на земле знамения крови, огня и столпов дыма (Иоил. 2, 30): кровь — это воплощение, огонь — Божество, столпы дыма — благоухание Святого Духа (Неделя по Рождестве Христовом, утреня, хвалитная стихира на Славу ).

    При Рождении Господа простерла земля свои плечи и приняла Создателя, родившегося от девы в младенческом образе (Предпразднство, утреня, канон, седален по 3-й песне). Земля сама стала тогда небом (Предпразднство, светилен по 9-й песни канона). На ней наступила весна благодати, разорившая зиму безбожия (Неделя святых отец, канон предпразднства, 6-я песнь, 2-й тропарь). Ради человеческого спасения Христос Спаситель в воплощении воспринял нищету по подобию нашей. Богатый обнищал, чтобы благодатно обогатить бесчисленных грешников, обнищавших от греха и злобы диавола (Неделя святых отец, Богородичен, седален после кафизмы; канон предпразднства, 1-я песнь, Богородичен).

    Пресвятая Богородица, спеленав Новорожденного Богомладенца, рабски поклонилась Ему, часто Его лобызала и, приникнув к Нему, промолвила: «Избавитель Мой и Бог! Как ты вселился во Мне?» (Неделя святых отец, ведикая вечерня, 8-я стихира на Господивоззвах) «Кого на земле возыменую Твоим Отцом, не знаю» (Неделя святых отец, утреня, канон предпразднства, 8-я песнь, Богородичен). «Содержащий все! Ты хочешь быть держимым Моими руками. Как буду повивать пеленами и питать сосцами Тебя, Младенца? Как назову Тебя Своим Сыном — Сущая Твоя Раба? Удивляюсь Твоей недомыслимой нищете» (Предпразднство, великая вечерня 1-я стихира на Господи воззвах). «Как Тебя вскормлю млеком, Сын Мой и Творец Мой?» (Предпразднство, великая вечерня 3-я стиховная стихира) «Вышний Боже и Невидимый Царь! Не могу разуметь Твоего таинства... Как Ты, Сущий в образе Божием, носишь образ Адамов... В рождении Ты не лишил матернего девства, и сохранил ложесна, как они были прежде рождения» (Предпразднство, великая вечерня, 1-я и 2-я стихира на Господи воззвах). «Сын Мой! Как понесу Тебя, Которого Небесный престол держит и пламенеет?» (Предпразднство, утреня, канон, 8-я песнь, 1-й тропарь) «Сын Мой! Как в яслях бессловесных восклоню Тебя, Избавляющего всех от (греховного) бессловесия?» (Предпразднство, утреня, канон, 8-я песнь, 2-й тропарь) «Сладкое Мое Дитя! Как держу Тебя, держащего Своим мановением весь мир?» (Предпразднство, утреня, канон, 9-я песнь, 3-й тропарь)

    В описанном разговоре Богоматери с Богомладенцем звучит голос обильной нежной любви, искрятся лучи высочайшего Богопознания, таится глубина смиренного самопознания и беспредельной материнской заботливости.

    Пока совершалась тайна Рождества Христова в вертепе и безмолвствовал сонный город Вифлеем, Провидение Божие неусыпно бодрствовало к возвеличению Богомладенца.

    Около Вифлеема, в некотором отдалении от него, раскинулись пригородные поля, на которых пастухи ночной порой пасли стада овец и по обычаю играли на пастушеских свирелях. Вдруг их облистала Господня слава в виде молниеносного света. Перед ними предстал Ангел Божий и сказал: «Старейшины над чредами пасомых стад! Прекратите игру на свирелях. Я возвещаю вам великую радость: ныне в Вифлееме родился Христос Господь, благоволивший, как Бог, спасти человеческий род. Славьте Его, благословенного Бога отцов... И вот вам знак. Вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Едва смолкло благовестие Ангела, как все небо над Вифлеемскими полями озарилось невыразимо ярким светом. В пространстве его явилось бесчисленное ангельское воинство, и с небесной высоты послышалось божественно-прекрасное пение: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Предпразднство, утреня, седален по 2-й кафизме; Рождество Христово, великая вечерня, 2-я стихира на Господи воззвах; утреня, стихира по 50-м псалме; 1-й канон, 7-я песнь, 1-й и 2-й тропарь; Лк. 2, 12).

    Когда смолкла песнь Ангелов и прекратилось видение, изумленные пастухи обратились друг к другу: «Пойдем в Вифлеем, посмотрим бывшее и Божественного Христа». Дойдя до города со свирелями в руках, они вошли в вертеп и первыми на земле удостоились увидеть бессеменно воплотившегося Царя Христа, лежащего в яслях. Благоговейно склонились перед Богомладенцем и Богоматерью эти простые сердцем и внешне бедные, но богатые верой люди. Длительное время они безмолвно созерцали Господа, облекшего неприступность Божества в образ Сына Человеческого и после поклонения Ему, исполненные радости и умиления, возвратились к своим стадам.

    Церковные песнопевцы, следуя Евангелию, упоминают в числе воздавших поклонение Богомладенцу, кроме Вифлеемских пастухов, еще трех персидских царей-волхвов. На родине они совмещали управление городами с изучением звездного неба и течения звезд. Им было хорошо известно предание древнего волхва и звездочета Валаама о появлении на небе особой звезды от Иакова перед рождением на земле Спасителя мира. За несколько месяцев до Рождества Христова взору этих царей-волхвов вдруг открылась на небосводе большая, необыкновенная и удивительно яркая звезда. Чувствуя, что в Иудее наступает время исполнения предсказания Валаама о пришествии на землю Спасителя, они прониклись желанием найти Его и поклониться Ему. По преданию, из трех разных восточных городов без предварительной договоренности друг с другом волхвы направились в Палестину, но на пути промыслительно встретились и уже вместе продолжали поездку. Для них поразительнее всего было то, что с самого начала их путешествия звезда двигалась перед ними на небе, как бы показывая им направление пути.

    По этому поводу в рождественских песнопениях слышим следующие слова: «Христе! Ты — Звезда, воссиявшая от Иакова и исполнившая радостью мудрых наблюдателей звезд. Волхвы, начаток язычников, приводимых к Тебе, изучили древние слова пророка Валаама, и небо звездою призвало их на поклонение Тебе» (Рождество Христово, утреня, 1-й канон, 4-я песнь, 2-й тропарь; ипакои по 3-й песне ).

    «Спаситель! Ты втайне родился от Девы, но небо всем проповедало Тебя, предлагая звезду, как уста, и привело к Тебе волхвов, поклоняющихся Тебе с верою» (Рождество Христово, великая вечерна, тропарь после 3-й паремии ). Они шли из Эфиопии, Фарсиса и Аравии (Рождество Христово, утреня, 1-й канон, 4-я песнь, 3-й тропарь).

    Через продолжительное время царские путники, приведенные звездой, достигли Иерусалима и спрашивали у местных жителей: «Где есть Новорожденный Отрок — Царь, звезда Которого явилась на небе? Мы пришли Ему поклониться». Слух о приходе волхвов и цели их путешествия дошел до Иудейского царя Ирода. Смущенный известием о рождении в Иудее Царя, Ирод тайно призвал волхвов, выведал от них время появления звезды и просил в случае нахождения Младенца — будущего Царя — известить о месте Его жительства.

    По выходе из Иерусалима три путника, следуя за движущейся пред ними звездой, дошли до Вифлеема (Рождество Христово, утреня, 9-я песнь, 2-й и 3-й тропари ). Здесь звезда остановкой над вертепом, как перстом, показала им, где находится Богомладенец.

    Церковно-литургические свидетельства говорят о том, что волхвы совершили поклонение Христу Спасителю не в доме, как о том свидетельствует Евангелист (Мф. 2, 11), а в вертепе. (Вероятно, слово «вертеп» при переводе Евангелия было заменено словом «дом»).

    Присутствие людей (волхвов) около вертепа побудило Пречистую Богородицу с Богомладенцем на руках выйти к ним, стоявшим перед входом в пещеру, и спросить: «Кого вы ищете? Как вижу Я, вы пришли из иной, дальней страны. Ваш облик и мудрость показывают в вас персов. Вы совершили удивительное шествие, придя ко Господу, странствовавшему свыше и вселившемуся в Меня, как Он Сам ведает» (Предпразднство, великая вечерня, 3-я стихира на Господи воззвах). Затем, обращаясь к Держимому в объятиях Ее Богомладенцу, Она сказала: «Сыне! Пришли и стоят пред дверями восточные цари, узнавшие о Твоем рождении. Они принесли Тебе дары. Повели им видеть Тебя, Младенца, держимого на Моих руках и старейшего древнего Адама» (Предпразднство, великая вечерня, 1-я стиховная стихира). Взглянув на волхвов, Пречистая молвила: «Войдите и посмотрите на Невидимого, явившегося видимо во младенческом образе».

    Цари-волхвы вошли благоговейно, с усердием до земли поклонились безлетному Богомладенцу и Пречистой. Просвещаемые верой и исполняя Божественное пророчество псалмопевца Давида, они отверзли сокровища и принесли Господу отборные дары: чистое золото — как Державному Царю веков, ладан — как Богу всех, и смирну — как Бессмертному и вместе тридневному Мертвецу (Рождество Христово, великая вечерня, 2-я и 3-я стиховные стихиры; предпразднство Рождества Христова, великая вечерня, 2-я стихованя стихира).

    В факте поклонения Христу Спасителю восточных царей песнопевцы отмечают начало обращения язычников к истинной вере и зарю их выхода из омрачения идолопоклонством (Предпразднство, утреня, канон, 8-я песнь, 2-й тропарь; Рождество Христово, утреня, 2-й канон, первая песнь, 2-й тропарь).

    Три упомянутых волхва, возблагоговевшие перед Богомладенцем, до глубины души умилились лицезрением Его, Царя неба и земли, и вместе ужаснулись крайней нищете, окружавшей Его. В самом деле: «Что хуже вертепа? Что униженнее пелен, в которых просияло богатство Христова Божества?» (Рождество Христово, утреня, ипакои по 3-й песни канона). Возвращение их на восток совершилось уже не через Иерусалим, а иным путем.

    Царь Ирод счел такой поступок восточных правителей насмешкой над собой (Рождество Христово, утреня, 9-я песнь, 3-й пропарь) и в ярости дал приказ об избиении всех еврейских младенцев от 2-х лет и ниже как в самом Вифлееме, так и в его окрестностях.

    Кровавый замысел Ирода не коснулся Богомладенца. Праведный Иосиф перед этим кровопролитием, повинуясь откровению, бывшему свыше ему во сне, ночью взял Богоматерь с Богомладенцем и бежал в Египет.

    Во время бегства Пресвятая Богородица, по словам песнопевцев, держала в объятиях Своего Сына и Бога и говорила Ему:
    «Сыне! При Твоем удивительном рождении Я избегла болезней. Ныне же душевно смущаюсь от печали, видя Тебя, бегающим от Ирода». Богомладенец как бы отвечал Пречистой: «О, Мать! Я иду в египетскую землю и там землетрясением низвергну египетских идолов. Моих же врагов, напрасно ищущих души Моей, пошлю во ад, как Единый державный. Почитающих Тебя вознесу и спасу» (Предпразднство, утреня, канон, 9-я песнь, 1-й и 2-й тропари).
    Диалог Богоматери с Богомладенцем, приведенный в богослужебных тропарях, явно отражает черты древнего предания о причине пребывания новорожденного Спасителя в Египте. По преданию, в местах остановки Святого семейства на египетской территории все идолы, находившиеся в капищах, действительно чудодейственно низверглись и разбились.

    Окидывая мысленным взором историю Рождества Христова, сложенную выше по литургическим творениям святых отцов Церкви, мы находим в ней существенное единство с Евангельским повествованием. При всем том, в частностях святоотеческое освещение данного события имеет нечто оригинальное и характерное.

    У песнопевцев, в частности, описано неизвестное из Евангелия душевное состояние Пресвятой Богородицы в доме Иосифа Обручника и в час рождения Богомладенца в Вифлееме.

    Отмеченные детали — плод светлого творческого вдохновения святых песнопевцев — драгоценны тем, что они как бы оживляют подробности Боговоплощения и передают настроение Богоматери, Вифлеемских пастухов и волхвов с востока. Содержание рождественских богослужебных песнопений вообще не просто повторяет Евангельскую историю, но осмысливает изображаемые здесь факты с точки зрения богословско-психологической. В связи с этим в стихирах и канонах праздника всюду встречаются литургические замечания о его общечеловеческом значении.

Thread Information

Users Browsing this Thread

There are currently 1 users browsing this thread. (0 members and 1 guests)

Similar Threads

  1. Replies: 11
    Last Post: 31 Dec 07, 12:25

Posting Permissions

  • You may not post new threads
  • You may not post replies
  • You may not post attachments
  • You may not edit your posts
  •