Дети в чатах: о чем они говорят друг с другом
Жене девять лет, он играет на кларнете и любит шахматы, но в интернет-чате, куда он заходит пообщаться с ровесниками, называет себя «мачо-шмачо» и уверяет, будто ему 15 лет и «деффки ему на шею вешаюцца». Кино, жизнь звезд, настоящие или выдуманные новости собственной жизни — обо всем этом Женя и его старшая сестра, 12-летняя Марьяна, ежедневно болтают в чате со своими виртуальными приятелями.
В 8—12 лет из-за разных темпов развития девочки и мальчики испытывают трудности в общении друг с другом, и чат становится для них идеальным местом для коммуникации. «В школе девчонки меня не замечают или дразнят „ботаном“, а тут я могу говорить на какие угодно темы, и им со мной интересно», — рассказывает Женя. Однако желание завязать общение со сверстниками противоположного пола — далеко не единственная причина, заставляющая детей вести бесконечные, порой вызывающие у родителей беспокойство диалоги «по аське»* или часами просиживать в чатах.
Идеальное «Я»
Собственные потайные уголки в доме и во дворе, заповедные шалаши в дачном лесу или выдуманные страны, в которые дети переносятся в своих мечтах, — все это составляет секретный мир детства, играющий важнейшую роль в психическом развитии ребенка. «Это особая, волшебная среда, наполненная фантазиями. Мир, в котором отсутствуют взрослые, — объясняет экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. — В этом мире нет реальности, но есть идеальность: в нем все — и сам ребенок, и то, что его окружает, — лучше, ярче, рельефней. Дети в этом возрасте не воспринимают реальность так, как мы, взрослые. Они видят мир через призму своего волшебного мира, где все происходит „понарошку“. Поэтому они не боятся в чате примерять на себя любую маску, опробовать любую роль».
Именно эти возможности предоставляет детям чат. Пятиклассники 1272-й московской школы согласились поговорить c нами и приоткрыть дверь в их секретный мир. 11-летние подруги Арина и Снежана ссорятся из-за виртуального приятеля. «Только он думает, что нам 17, — говорит Арина. — Мне брат потрясающие фотки скачал из интернета, и я их выложила на свою страничку — будто бы это я!» 12-летний Сережа любит заходить в чат под разными именами: «Для каждого ника у меня свой характер и картинка, иногда я захожу в чат одновременно под двумя именами — под мужским и под женским!» 10-летний Тема «чатится» с фанатами его любимой компьютерной игры: «Мы, конечно, обсуждаем игру, но, если честно, больше про девчонок болтаем». Чат дает ребенку практически безграничную свободу в обращении и с реальностью, и со своими эмоциями. Однако какие последствия может иметь это волнующее заигрывание с реальностью? По мнению французского психотерапевта Жака Арена (Jacques Arenes), увлечение чатами не вполне безопасно для ребенка: «Проблема в том, что дети нередко начинают избегать реального контакта со сверстниками». C ним не соглашается Светлана Кривцова, которая считает, что о подобной опасности следует говорить скорее применительно к подросткам: «Дети же примеряют на себя роли героев и героинь — сильных, красивых, смелых, сексуальных, то есть полных желания жить. Примерно до 12 лет наши сыновья и дочери нуждаются в некоем героическом идеале, а сверстники необходимы им как зеркало, в котором наши дети найдут подтверждение тому, что их идеалы кто-то может с ними разделить, чтобы вместе играть в принцесс и героев в этом секретном мире, куда не допускаются ни реальность, ни взрослые». Поэтому общение в чате не столько диалог, сколько монолог: от собеседников дети ждут не каких-то самостоятельных суждений, но в первую очередь реакции на собственные высказывания, на свое идеальное «Я». Иными словами, партнер по чату воспринимается ребенком не как конкретный, реальный человек, но исключительно как зеркало, отражающее его собственные интересы и желания.
На грани фола
Вечером Арина заходит на сайт http://interchat.ru и начинает болтать с одноклассницей. Вдруг в их разговор вклинивается некто Mad_Pussy c вопросом: «А тебе в каких позах больше нравится — сверху или снизу?» Вот он, один из самых тревожных для родителей моментов — расхождение между реальным возрастом детей и непристойностью некоторых их реплик. «Сегодня чаще, чем раньше, мы наблюдаем у 8—10-летних варианты поведения, которые соответствуют скорее подростковому, нежели детскому возрасту, — говорит социальный психолог Елена Белинская. — Сейчас дети раньше получают большие объемы информации, от них раньше ждут личных достижений и социальной успешности, все меньше времени и пространства остается у них для игр — взрослый мир стремительно наступает».
Многие детские чаты вовсю практикуют «виртуальные браки»: дети «женятся» и «разводятся» одним нажатием кнопки. Марьяна ничуть не смущена, признавая, что она знает про эти чаты и бывает там: «А что такого? Я тренируюсь для взрослой жизни». Что же заставляет их играть чувствами, для которых они не созрели ни физиологически, ни психологически? «Дети репетируют влюбленность, примеряют на себя социальные роли, активно исследуют свою женственность (»Сколько «валентинок» я получила?«) и мужественность (»Сколько девочек обратили на меня внимание?«), — считает Светлана Кривцова. — Сегодня ребенок воспитывается на примерах, почерпнутых из телевизора, начиная с очень раннего возраста в огромных дозах получает сексуальные и эротические впечатления. Не понимая глубинной сути увиденного, он воспринимает их атрибуты как безусловную данность и потому примеряет на себя».
Не пускать на самотек
Узнав, что дети становятся участниками диалогов на сомнительные темы, родители скорее всего попытаются оградить их от этого виртуального мира — манящего, но полного ловушек, о которых дети даже не подозревают. «У родительского страха есть объективные причины, — считает Елена Белинская. — Мы боимся конкретных вещей — таких, как педофилия или втягивание ребенка в порнобизнес». Однако нас страшит и то, что, пускаясь в «скользкие» диалоги с чужими людьми, наш ребенок нарушает нормативную интимность подобных разговоров. «Между тем, — продолжает Елена Белинская, — еще до появления интернета дети узнавали о „низкой“ стороне жизни в первую очередь из разговоров со сверстниками. Сегодня чат по сути дела выполняет ту же древнюю функцию на ином технологическом уровне и в этом смысле не более опасен, чем непристойные картинки на заборе».
Однако совсем пускать на самотек детское общение в виртуальном мире не стоит. Жак Арен убежден: дети должны знать, что на сайте появляются взрослые и именно поэтому в разговорах с ними следует быть бдительнее. «Если родители почувствуют, что грань между фантазией и реальностью размывается, им следует немедленно вмешаться», — говорит психотерапевт.
С ним соглашается и Елена Белинская: «Если вы очень сильно нервничаете из-за того, что дети много болтают в чатах, то время от времени вы можете заглядывать на сайт, где общается ваш сын или дочь, и тогда вы лучше поймете желания или интересы ребенка и узнаете о беспокоящих его вопросах, которые он, быть может, не решается вам задать».
Людмила, мама 10-летнего Темы, очень переживала и боялась «лезть в личную жизнь сына», но и оставить это интернетное общение без контроля не могла: «Каюсь: прочла потихоньку его разговоры в аське. Сперва ничего не поняла, но потом разобралась… Меня шокировали орфографические ошибки и этот ужасный компьютерный сленг, но в общем — обыкновенный детский треп, может, не очень интеллектуальный, но вполне безвредный». При этом она уверена: благодаря общению в чатах ее сын стал гораздо более «социализированным и раскрепощенным». «По крайней мере, ему теперь по телефону звонят девочки, да и он им тоже. Так что, думаю, определенная польза от чатов все же есть — даже если нам, взрослым, не очень нравятся их стиль и темы, которые там обсуждают».
* icq — программа быстрого обмена сообщениями на экране компьютера.
Полезные ссылки
Прочитать подробные правила поведения в интернете и инструкции по безопасности для детей: http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm
Проконтролировать, чем ребенок занимается в интернете: www.cybermama.ru
Узнать об опасностях, с которыми дети могут столкнуться в чатах: www.content-filtering.ru/catalog.asp?ob_no=1449
Ознакомиться с Биллем о правах детей в интернете: www.content-filtering.ru/catalog.asp?ob_no=1119
Об этом
Мария Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» Речь, 2004 г.
Ирина Медведева, Татьяна Шишова «Разноцветные белые вороны» Феникс, 2005.
По материалам: PSYCHOLOGIES №27 2008