Как и в жизни других животных, в повседневной практике людей смена партнера одновременно затрагивает интересы трех различных особей. Отличие людей в том, что одна особь из трех, как правило, очень долго остается не в курсе происходящего.
Древнегреческий поэт Гомер воспел любовь царицы Итаки Пенелопы к своему мужу: она ждала Одиссея целых двадцать лет, отвергая притязания многочисленных женихов. Но, оказывается, супружеская верность — не более чем красивая старинная легенда, не подтверждаемая наукой. «Лебединая» верность для человека практически недоступна, как, впрочем, и для самих лебедей. Ученые обнаружили, что к измене склонны и мужчины, и женщины. Однако изменяют представители слабого и сильного пола по разным причинам, да и последствия мужских и женских измен не одинаковы.
Животный ген
«Да ты просто животное!» — кричит вне себя от ярости один из супругов другому, обвиняя свою половину в измене, иногда даже уточняя, какое именно животное имеется в виду.
Отыскать корни аморального поведения в генетическом прошлом человека пытаются не только обыватели, но и именитые ученые. Знаменитый американский антрополог Десмонд Моррис (Desmond Morris), автор наделавшей много шума книги «Голая обезьяна» (1967 год, русский перевод — 2004) не раз пояснял, как склонность мужчин к неверности развивалась в ходе эволюции. В обезьяньей стае выживал самый сильный и талантливый самец, готовый к риску. Именно его гены сохранялись обезьянами-самками с большей вероятностью, и пригодились впоследствии доисторическим людям, занимавшимся охотой. Теперь их потомкам охотиться случается все реже и реже. Разве что переключаться на «охоту» за женщинами.
Похожую теорию развивает и этолог Марлен Зак из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе в значительно более свежей книге «Половой отбор, или что мы можем узнать о сексе, изучая животных» (2002). Зак обнаруживает склонность к измене у женщин — правда, исключительно в период овуляции. Биологический смысл женской неверности в том, чтобы «подхватить» у малознакомого, но успешного «охотника» его более «породистые» гены. Потенциальная мама, как выяснили ученые, мыслит прагматично и не без оснований полагает, что качества папаши очень пригодятся малышу. Таким образом, и мужская и женская неверность обладают своей ценностью, и не только сохраняются в процессе эволюции, но развиваются и усиливаются.