Пенелопа Крус Санчес родилась 28 апреля 1974 года в Мадриде в семье простого продавца и парикмахерши. Свои актерские задатки маленькая Пенни начала демонстрировать задолго до поступления в Национальную консерваторию Испании, где проучилась в балетном классе почти десять лет, - на семейных торжествах и в гостях девочка любила громко включать музыку и в танце пародировать известные телевизионные рекламные ролики. В 15-летнем возрасте Пенелопа обошла 300 соперниц в крупнейшем конкурсе молодых талантов Мадрида и получила несколько ролей в испанских мыльных операх и музыкальных клипах, открывших ей дорогу в большое кино.
Кинодебют, собственно, не заставил себя ждать - небольшая роль в испанском фильме «Греческий лабиринт» 1993 года привлекла внимание международных продюсеров. Поворотным же моментом стало знакомство кареглазой брюнетки с испанским маэстро Педро Альмодоваром - вначале небольшая совместная работа в фильме «Carne Tremula» («Живая плоть»), а потом признанные критиками драмы («Все о моей матери» и «Возвращение», принесшее ей первую номинацию на «Оскар») сделали из Пенелопы Крус символ нового испанского кино и гордость своей страны. После выхода на экраны фильма «Все о моей матери», принесшего Альмодовару «Оскар» за лучший иностранный фильм года, Пенелопа получила сразу несколько заманчивых предложений от американских кинопродюсеров.
За последующие десять лет она появлялась в главных ролях с главными красавцами Голливуда - Джонни Деппом в «Кокаине», Мэттом Дэймоном в «Неукротимых сердцах» (кстати, после съемок этого фильма Пенелопа стала вегетарианкой), Николасом Кейджем в «Выборе капитана Корелли», Венсаном Перезом в «Фан-Фан Тюльпане», Мэттью Макконахи в «Сахаре» и, наконец, Томом Крузом в «Ванильном небе» - фильме, благодаря которому она стала еще и любимицей желтой прессы, назвавшей ее причиной развода одной из самых прочных и красивых супружеских пар Фабрики грез - Тома Круза и Николь Кидман. Если уж соблюдать точность, то Пенелопа умудрилась завлечь в свои сети всех вышеперечисленных актеров, за исключением преданного семьянина Деппа, и каждый роман этот сопровождался любовным треугольником.
Среди ее последних работ - комедийная драма «Хорошая ночь» и фильм Вуди Аллена «Вики Кристина Барселона», за который Крус прочат «Оскара».
Сама Пенелопа утверждает, что решила стать киноактрисой после того, как увидела игру Виктории Абриль в фильме Педро Альмодовара 1990 года «Свяжи меня». Виктория и по сей день остается ее кумиром и примером для подражания. «Я отказываюсь в 50 лет уходить в подполье и сидеть дома в ожидании телефонного звонка. В Испании актрисы работают до самой старости. Это мой план», - говорит актриса, выучившая аж три языка помимо родного испанского, чтобы играть и в Голливуде, и в любимой Италии, и у французских режиссеров.
Она вообще девушка активная. Бесконечные фотосессии для глянцевых журналов, благотворительные вечера, презентации и премии не оставляют Пенелопу без дела даже в редкие свободные от съемок дни. Она, известная модница и кокетка, выкроила время и для выпуска собственной линии модной одежды для популярной испанской марки Mango, взяв в помощницы свою родную сестру Монику, известную мадридскую телеведущую и светскую львицу, как две капли воды похожую на актрису. Успешный дебют воздушных, как сама Пенни, платьев из шифона и хлопка, стильных приталенных жакетов и ее любимых джинсов-дудочек в 2007 году определил будущие планы Пенелопы, недавно подписавшей с Mango контракт на дальнейшее сотрудничество.
Кроме контракта с Mango у Пенелопы Крус давние тесные отношения с французским косметическим брендом L'Oreal. Фирменное подмигивание и чарующее хриплое «I'm worth it» с ярко выраженным испанским акцентом ежегодно добавляют в копилку актрисы 2 миллиона долларов.
Эта чарующая хрипота и подаренные природой сексапильные пухлые губы привлекают к Пенелопе самых разнообразных мужчин. Но несмотря на то что на ее счету десятки бурных романов, пока что обзаводиться семьей актриса, предпочитающая свою работу всем другим прелестям жизни, не намерена. Она не раз публично признавалась в желании стать матерью и даже не исключала для себя возможности усыновления ребенка из «какой-нибудь африканской страны», но в последнее время эту скользкую тему в интервью старается обходить стороной. Возможно, красивый пример ей покажет лучшая подруга Сальма Хайек, недавно ставшая матерью очаровательной девочки Валентины Паломы.
Самой громкой историей из личной жизни мисс Крус, с 15-летнего возраста менявшей мужчин как перчатки, без сомнения, стал красивый трехлетний роман с Томом Крузом. Ради Пенелопы Круз оставил свою жену Николь Кидман и двоих приемных детей, ради нее он временно отказался от съемок, чтобы не отпускать свою любимую ни на секунду, с ней, миниатюрной лучезарной брюнеткой, он чувствовал себя более уверенным в себе, чем с белокожей статуей Николь. Они и после расставания, обоюдного и доброжелательного, остались хорошими друзьями. Пенелопа одна из первых была допущена на виллу Круза, чтобы познакомиться с его новорожденной дочерью Сури два года назад. После Тома Пенелопа больше года встречалась с кудрявым блондином Мэттью Макконахи. Видимо, совсем скоро она познакомится и с его малышом, который должен появиться на свет в конце лета. Она нисколько не жалеет о своих предыдущих романах, в последние месяцы только и говоря о том, что наконец-то «встретила своего единственного и неповторимого». Долго скрывавшие от прессы и поклонников свои отношения Пенелопа Крус и Хавьер Бардем познакомились на съемках фильма «Вики Кристина Барселона» и с тех пор практически неразлучны. Еще зимой они, вылетев на разных самолетах, загорали вместе на Мальдивах, а весной впервые появились под руку на Каннском кинофестивале.
«Я живу целью быть счастливой, и мое счастье не только в работе. Я пережила за свою жизнь много кризисов, стояла на перепутье и всегда делала выбор своим сердцем. Надеюсь, что дальше будет только ярче», - признается актриса.