Судя по его мемуарам, он придерживался особой диеты, способствовавшей пылкости чувств.
"Казанова не скрывает своего, как он говорит, "чревоугодия": ему нравится дичь, барабулька, печень угря, крабы, устрицы, сыры с плесенью, и все это под шампанское, великолепное белое бургундское и красное бордо", - замечает один из биографов Казановы. Сам венецианец в 12-томной "Истории моей жизни" приводит многочисленные описания обедов и ужинов в разных частях света - как в самых простых харчевнях, так и у венценосных особ. Вот некоторые из его гастрономических пристрастий.
Рыба и "морские фрукты"
Первая содержит фосфор, вторые - цинк. И то, и другое на мужскую потенцию влияют самым положительным образом. Казанова особенно любил креветки и устрицы. Из записей Джакомо мы узнаем, что последних за обедом не только поедали, но и использовали как предмет игры: "Первый гость берет в губы устрицу и передает ее из уст в уста прекрасной соседке. Таким образом, устрица обходит весь стол, порой теряясь в чьем-то декольте. Тогда беглянку следует отыскать, но только губами".
Мясо
Вспоминая свое пребывание на острове Корфу, Джакомо с особой нежностью пишет о местных белошвейках и кухне: "Жизнь я вел воистину счастливую, ибо и стол у меня был не менее изысканный. Подавали мне упитанных барашков да бекасов, подобных которым довелось мне отведать лишь двадцатью двумя годами позже, в Петербурге".
Здесь позволю себе небольшую ремарку об отношениях Казановы с русской кухней. В целом он ее не жаловал, считая обильной и "не слишком лакомой", хотя отмечал русское гостеприимство: "Стол открыт для всех друзей, и приятель может, не церемонясь, привести с собой человек пять-шесть, приходящих иногда к концу обеда. Не может быть такого, чтобы русский сказал: "Мы уже отобедали, вы припозднились".
Как любимые мясные блюда на страницах монументального труда Казановы фигурируют испанская оллеа потрида (рагу из нескольких видов мяса и овощей) и дичь "с душком". А блюдо с холодным языком в компании бутылки вина упоминается как средство восстановить силы в течение страстной ночи с прекрасной дамой.
Паста
Самые теплые чувства к макаронам Джакомо испытывал еще и потому, что они помогли ему обрести свободу, а именно бежать из тюрьмы "Пьомби", куда он был заключен инквизицией за вольнодумство. Казанова сварил такое количество макарон, как будто собирался накормить всех жильцов "Пьомби", выложил эту массу на громадное блюдо слоями, прокладывая каждый так обильно сыром и маслом, что они почти выплескивались из тарелки. В качестве подставки авантюрист использовал Библию и попросил тюремщика отнести всю эту конструкцию своему соседу сверху. Фокус заключался в том, что в корешок книги Джакомо вложил железный прут, который служитель "Пьомби" не заметил, боясь это гигантское блюдо уронить. Узник, для которого Казанова любезно соорудил столь роскошное яство, проделал с помощью прута отверстие в полу и крыше, и они с Джакомо покинули унылые застенки.
Яйца
В фильме Фредерико Феллини основой эротической диеты Казановы были сырые яйца. Эта деталь не лишена оснований. Возможно, Джакомо открыл чудодейственный эффект яиц опытным путем. А может, почерпнул знания в одной из популярных книг XV века. "Чтобы получить мощный толчок для успеха в любовных отношениях, полезно съедать каждый день натощак один яичный желток или же три дня подряд есть лук и яйца, и тогда вы сами будете поражены появившейся в вас силе и фантазии", - гласит сей источник средневековой мудрости.
Миндаль
Миндальное печенье - им Казанова наслаждался сам и баловал своих избранниц. Также в те времена был очень популярен марципан (проваренная смесь тертого миндаля с сахарным сиропом). Миндаль, впрочем как и другие орехи, с давних времен употребляют для сохранения мужской силы. На самом деле действие этих плодов носит более общий характер: они содержат целый набор витаминов и микроэлементов, а потому замечательно помогают в борьбе с хронической усталостью и прочими бичами современности.
По мотивам "Истории моей жизни" в ресторане "Капри" сочинили специальное меню, которое представили публике в день рождения Казановы - 2 апреля. Автором одного из блюд - средиземноморского карпаччо из креветок, скампи, осьминогов и спиголы - является неаполитанский кулинар, владелец ресторана "Президент" Паоло Грамалья.
Это карпаччо, пожалуй, оценят только любители очень тонких вкусовых ощущений. Мне же оно показалось несколько пресным и скучным. Такие же чувства вызвали и жареные артишоки со спаржей.
У качукко - итальянского супа с морепродуктами - вкус был более выразительным, но общее впечатление портила "резиновая" креветка. Зато в меню есть очень приятные сибас, запеченный в панцире из морской соли, и каре молочного ягненка с соусом из красного вина. Паста, даровавшая Казанове свободу, представлена спагетти с ракушками вонголе. На десерт - груша в сиропе из шафрана и имбиря с лесными ягодами и розовым перцем "Сейшуан". И - чуть не забыла - в этом списке, конечно, есть устрицы. Какое же "афродизиачное" меню без них. Попробовать его действие на себе можно будет до конца апреля.