С 12 по 18 февраля отшумит-отыграет веселая обильная Масленица. А 19 февраля начинается Великий пост, за сорок девять дней до Пасхи – величайшего христианского праздника. Великий пост продолжается семь недель. Первый день поста называется Чистым понедельником. В этот день принято было у русских людей навести порядок в доме, сменить яркое, праздничное убранство на «постное», сдержанных тонов, затем обязательно вымыться в бане и надеть чистую одежду. В понедельник ели оставшийся от воскресной трапезы хлеб, а некоторых монастырях России и в наше время питаются в этот день лишь просфорами и водой.
Великий пост очень строг по воздержанию. Растительное масло разрешается только в субботу и в воскресенье на всем протяжении поста, а также в дни памяти особо чтимых святых. Рыба и вино разрешается только в день Благовещения и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу (перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра, как символ жизни.
Третье воскресенье поста посвящено Кресту Господню и называется Крестопоклонным. В это время выпекают «кресты» - особое печенье с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое. Было принято в один из такие «крестов» запекать на радость детворе копеечку. Тот, кому попадалось печенье с копеечкой, считался счастливчиком.
22 марта в праздник сорока Севастийских мучеников выпекли затейливое печенье в форме маленьких птичек, так как считалось, что в этот день прилетали жаворонки.
В пятницу шестой недели поста заканчивается собственно Великий пост, состоящий из сорока дней, и начинается Страстная неделя, на которой тоже постятся все христиане.
Страстным дням предшествуют торжественные суббота воскресения Лазаря из мертвых и Вход Господень в Иерусалим, иначе - Вербное воскресение.
Первые христиане причащались каждое воскресение, собираясь на домашние богослужения – вечери любви. На Руси было принято причащаться в Страстной четверг, который называли Чистым четвергом на Страстной неделе. Страстная пятница – это самый скорбный день в году. В этот день не принято вкушать никакой пищи. Суббота Страстной недели – удивительно спокойная, светлая. На Литургии в субботу принято освящать хлеб и вино в память о древних временах, когда верующие оставались в храме до ночной пасхальной службы. После Литургии священники меняют черные облачения и убранство храма на светлые, праздничные. Хозяйки заканчивают последние приготовления праздничных блюд, и недалеко уже тот час, когда под куполами зазвучит древнее пасхальное приветствие: - «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!»