СЛОВАРЬ АРМЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ
Ваагн (Vahagn), Вахагн
В армянских мифах бог грозы и молнии.
Его рождали в муках небо и земля, а также море цвета абрикоса. К рождению был причастен и красный тростник (которым разрешилось море), извергавший дым и пламя; из пламени появился Ваагн – юноша с огненными волосами, с пламенной бородой и глазами, подобными двум солнцам.
Родившись, Ваанг вступает в борьбу с вишапами (отсюда его эпитет «вишапаках» - «вишапаборец») и побеждает их.
Миф о Ваанге сложился, вероятно, в середине 1 тысячелетия до нашей эры на основе индоевропейских мифов о грозных божествах, борющихся и побеждающих змееобразных демонов.
Этимология имени Ваагна связана с эпитетом Индры «вритрахан» («убийца Вритры»).
Борьба Ваанга с вишапами – «грозовая борьба» бога против злой персонификации бури, смерча и грозовых облаков (вишапа – демона); в истоке мифа – распространенный мифологический мотив о борьбе между хаосом и космосом.
В эллинистическую эпоху, Ваанг отождествлялся с Гераклом. Согласно варианту мифа, Ваагн, предок армян, суровой зимой украл у родоначальника ассирийцев Баршама солому и скрылся в небе. Когда он шел со своей добычей по небу, он ронял на своем пути мелкие соломенки; из них образовался млечны путь (по-армянски называемый «дорога саломокрада»).
По иной версии, Ваагн – не бог, а сын царя Тиграна Вишапоборца, убившего Аждаака.