PDA

View Full Version : Мэтью Перл "Дантов клуб"



Сержик
20 Jun 08, 18:18
"Дантов клуб"


http://covers.allshops.ru/e/ex/exm/exmo145813big.jpg

Бостон, 1865 год. Несколько крупнейших американских поэтов заканчивают первый в Западном полушарии перевод "Божественной комедии", но Дантов Ад становится явью.

Новая Англия потрясена целой серией садистских убийств виднейших добропорядочных граждан города, подлинных столпов общества. Поэт Лонгфелло, доктор Холмс и профессор Лоуэлл считают своим долгом понять, что перед ними - цепочка жутких мистических совпадений или же это сам великий флорентиец шестьсот лет спустя вернулся мстить за неправедное изгнание. А потому мы желаем лишь одного - предупредить тебя, читатель. Если ты намерен изучать эту книгу дальше, вспомни сначала, что слова кровоточат.
Историко-литературный триллер Мэтью Перла "Дантов клуб", самый знаменитый роман 2004 года, переведенный на тридцать языков, - впервые на русском.

Роман Мэтью Перла "Дантов клуб" вошел в списки бестселлеров десятков западных периодических изданий (среди прочего - "New York Times", "Boston Globe", и "Washington Post"). "US News & World Report" объявил этот роман лучшей книгой 2003 года, "Library Journal" - лучшим первым романом, "Borders" - лучшим триллером 2003 года.

"Мэтью Перл - новая яркая звезда художественной литературы. Он умен, изобретателен и необычайно одарен. Причудливые интриги, классические темы, герои-интеллектуалы. Разве можно такое не полюбить?" - Дэн Браун, автор "Кода да Винчи".

Сержик
20 Jun 08, 18:19
Рецензия на книгу

Генри Лонгфелло заканчивает первый в Западном полушарии перевод «Божественной комедии», и Дантов Ад становится явью. Америка потрясена серией садистских убийств виднейших добропорядочных граждан. Что это – цепочка жутких совпадений или сам великий флорентиец явился мстить за неправедное изгнание?
Трудности перевода

Вы думаете, Лонгфелло – это «Песнь о Гайавате»? Отнюдь. «Песнь о Гайавате» для русского читателя – это прежде всего перевод Ивана Бунина. А «Божественная комедия» Данте для американцев – это перевод Генри Лонгфелло. Где заканчивается автор и начинается переводчик? Феномен перевода - одна из самых жгучих тайн. Историко-литературный триллер Мэтью Перла – пожалуй, действительно самый знаменитый роман 2003 года, хотя это всего-навсего роман о переводчиках. Роман о переводе и переводчиках, который был переведен на тридцать языков – и вот вышел русском.

Если следовать звеньям логической цепочки, то всемирно известный «Дантов клуб» для русского читателя – это прежде всего перевод Фаины Гуревич. Фаина живет в Колорадо. Переводила на русский Уильяма Сатклиффа и Ричарда Бротигана. Теперь вот подарила русскому читателю «захватывающий и тонкий детективный роман, написанный влюбленным в литературу автором для влюбленного в литературу читателя» (TimeOut).

Но «Дантов клуб» - не только о переводчиках. Он еще о редакторах и издателях. Дантов клуб – это поэт Лонгфелло, доктор Холмс, профессор Лоуэлл и издатель Филдз. На их долю выпадет немало литературоведческих дискуссий и человековедческих приключений. Они приоткрыли дверь в инферно, и они за это ответят. Нам же, простым обывателям, остается прислушиваться к людям, причастным тайнам. Поэтому предоставим слово Максу Немцову, в свое время создавшему «Лавку языков» - культовый для каждого интересующегося переводной литературой сайт, ныне – редактору издательства «Эксмо» и непосредственно «Дантова клуба» на русском (и бережно сохраним орфографию и пунктуацию редакторского ЖЖ): «весь 2004 год об этой книге говорили везде - от штатов до малайзии (ибо ее не выпускают пока только, наверное, в африке и антарктиде), а список премий, которые она получила по итогам 03-04 годов, и отзывы всяких уважаемых людей и критиков займут не один экран. она выгодно отличается от трудов дэна брауна тем, что фактура в ней - не залепушная и не клюквенная. это честный исторический роман с тщательно проработанным и прописанным фоном и крутым наворотом в самом центре. от прекрасного нашего переса-реверте, который тоже с фактурой работает, "дантов клуб" отличается в другую сторону: внятностью и цельностью детективной интриги (у реверты она иногда провисала либо скисала, потому что он вообще о другом пишет, как правило). а от, к примеру, крайне небрежного в частностях б.акунина - скрупулезностью стилизации, кою фаина и старалась воссоздать. про детективно-триллерную составляющую я говорить не буду, скажу лучше, что порадовало душу читателю нетипичному, т.е. мне. эта книга... правильно, литературо-центричная, больше того, она - о переводе и переводчиках. а также - о редакторах и издателях. которые совершают не слишком типичные поступки для людей своей профессии, но ради нее - это уж точно. это с одной стороны. с другой - убедительно реализованная метафора о воздействии поэзии на правду и искусства на жизнь. слова кровоточат, гениальные книги убивают, мертвые авторы возвращаются и мстят. все взаправду, хотя точки приложения могут быть разными. но средневековая изобретательность пыток впечатляет все равно. в общем, книга получилась "без нонсенса" - и новое слово тут, наверное, в ее честной тщательности и общей добротности. такое бывает редко и ценится на вес золота вообще-то».

Сержик
20 Jun 08, 18:23
Рецензия на книгу

«Дантов клуб» начался со слухов: на кампусах и в коридорах Йельского университета начали поговаривать о студенте-юристе, который мало того что взялся писать масштабный роман о Данте, но и сумел получить под него небывало крупный аванс. За сомнениями в том, что подобный роман может быть востребован где-либо за пределами узких академических кругов, слышалась плохо скрываемая зависть. Снобы были посрамлены — литературный дебют 26-летнего Мэтью Перла оказался феноменальным: не успев выйти из печати, «Дантов клуб» тотчас же попал в списки бестселлеров десятков периодических изданий, был переведен на десятки языков и повсеместно признан лучшим триллером 2003 года.

Российским рецензентам, которые (увы, неизбежно) примутся сравнивать Перла с модными в последних сезонах Пересом-Реверте, а то и Дэном Брауном, следует незамедлительно и навсегда запретить писать о литературе под страхом если не смертной казни, то уж точно — легких телесных повреждений и публичного осмеяния. С некоторой натяжкой сравнение возможно разве что с «Именем розы» Умберто Эко: как и у знаменитого итальянца, в романе Перла читатель сталкивается с серией садистских убийств, происходящих на фоне реальных исторических событий. Только в отличие от средневекового монастыря и конфликта папской курии с орденом францисканцев фоном (а исторический фон тут такой же полноценный герой, как главные персонажи) в «Дантовом клубе» служат Бостон середины позапрошлого века и дискуссии о жизни и творчестве Данте Алигьери. Мэтью Перл — мастер деталей, виртуозно воскрешающий атмосферу описываемой эпохи.

Итак, герои и члены «Дантова клуба» — поэты Генри Водсворд Лонгфелло, Джеймс Рассел Лоуэлл, эссеист Оливер Уэнделл Холмс и издатель Дж. Т. Филдс, собравшиеся в 1865 году в Бостоне для изучения, перевода и популяризации дантовского «Ада». Поначалу их единственный враг — косность гарвардского университетского истеблишмента, отвергающего написанные на «низменном» итальянском наречии стихи великого флорентийца как несовместимые с высоким классицизмом. Но вскоре в игру вступает незримый серийный убийца, чьи преступления воссоздают адские кары, описанные в «Божественной комедии».

Поэты становятся сыщиками, Бостон — полем битвы, где дьявол ведет поединок с Богом за души людей. Впрочем, битвы идут повсюду — от последних сражений Гражданской войны и заседаний Конгресса, где не утихают споры о рабстве, до, казалось бы, мирных дискуссий в гостиных Гарварда, где зарождается новая американская литература. История и литература, сама жизнь оказываются нескончаемым движением по кругам ада, вопрос лишь — куда, вверх или вниз.

Искусное переплетение вымысла и малоизвестных фактов, классических жанровых компонентов и небанальных литературно-исторических открытий, блестящее владение писательскими приемами, постоянное смещение фокуса повествования при неизменном внимании к деталям — таков рецепт коктейля, позволивший Перлу создать не просто филигранно сработанный детектив, но прежде всего — по-настоящему хорошую литературу. А хорошая литература всегда увлекательна, иначе она либо не хорошая, либо не литература.

На сей раз можно порадоваться и за российских читателей: перевод Фаины Гуревич не имеет ничего общего с массой халтурных поделок (изготовление которых стало уже нормой), заполонивших отечественные книжные магазины. Живущая в Колорадо переводчица Уильяма Сатклиффа, Ричарда Бротигана и других культовых авторов и в этом случае оказалась на высоте, воссоздав на русском языке захватывающий и тонкий детективный роман, написанный влюбленным в литературу автором для влюбленного в литературу читателя.


Олег Ляхович
3 октября 2005

Сержик
20 Jun 08, 18:27
Книга реально отличная, всем советую почитать.) Если кто её читал, то будет интересно узнать ваше мнение о этой книге.)

DeityGirl
20 Jun 08, 19:08
esli 4estno, to mne uje nadoelo 4itat` pro seriyu vsyakix ubiystv..no ti tak ee zarekomendoval, 4to naverno ya ee kuplyu..esli, kone4no, naydu v Sofii na rus, yazike..

Сержик
20 Jun 08, 19:27
Почитай.)) Это не просто детективчик про серийные убийства, это очень умная книга первоклассного писателя.) Интереснейший сюжет этой книги будет держать в интригующем напряжении на протяжении всего чтения.))